Суммы, получаемые злоумышленниками за мошеннически выданные водительские удостоверения, достигают сотни тысяч евро в месяц

Понедельник, 01 Ноября 2021

302

0

Суммы, которые граждане Молдовы уплачивают за мошенническую выдачу водительских прав, составляют порядка 700-1200 евро, а ждать своей очереди для сдачи экзаменов до недавних пор можно было четыре месяца.

Такая ситуация объясняется тем, что в подавляющем числе случаев для сдачи экзаменов записываются люди, даже не собирающиеся их сдавать. Делается это с тем, чтобы в дальнейшем уступить собственное место кандидатам, которые честно собираются их сдавать, в обмен на определенную денежную сумму.

Сменившееся руководство Агентства госуслуг (АГУ) полагает, что одним из выходов из ситуации, способным улучшить экзаменационный процесс, могла бы явиться полная замена персонала, который за него ответственен. Таким образом можно было бы искоренить «институциональную память о фальсификации процесса».

Эта тема оказалась затронута во время слушаний, проведенных парламентской Комиссией по нацбезопасности, обороне и общественному порядку.

Занимающий пост директора АГУ Мирча Ешану отметил, что, когда в августе 2021 года он возглавил это учреждение, запись на сдачу экзаменов на получение водительских прав подразумевала до 4-х месяцев ожидания очереди.

В настоящее время ждать приходится только один месяц. Это стало возможным, благодаря проведенному внутриведомственному анализу, который выявил целый ряд проблем с записью и прохождением экзаменационных испытаний на получение водительских прав. Он утверждает, что внедрение адекватной и добросовестно работающей системы сознательно затягивалось.

Мирчи Ешану заметил, что доля людей, успешно сдавших экзамены, достаточно невелика, а сама очередь разрастается из-за того, что соискатель на получение прав приходит во 2-й, в 3-й, в 4-й и даже 10-й раз. Налицо видно искусственно создаваемое увеличение очередей, а точнее продуманная система, которая должна была побуждать человека выкладывать деньги за быструю и успешную сдачу экзаменационных испытаний. У него не вымогали деньги открыто, однако имелся 1000 и 1 мотив, чтобы не позволить соискателю сдать экзамены, как обоснованно, так и злонамеренно.

По словам Мирчи Ешану, люди, испытавшие на себе кошмар вышеописанной системы, признавались, что у них просили сумму от 700 до 1200 евро. Если умножить эту сумму на количество человек ежедневно проходящих оценивание в том же Кишиневе (порядка 200), а за неделю уже около 600, ведь экзамены проходят в 2 этапа: теория + город, то высокая заинтересованность во взятках вполне понятна. Директор АГУ добавил, что сегодня идет война за то, чтобы раз и навсегда «перекрыть вентиль», через который каждый месяц проходит порядка 100-300 тысяч евро.

В частности, в ее ходе было установлено, что далеко не все автомобили для сдачи экзаменов оборудованы видеокамерами. А в отдельных автомашинах, оснащённых видеозаписывающей системой, «негласно» было размещено оборудование, создающее помехи, делавшие запись невозможной. При этом к машинам без видеокамер имели доступ те из экзаменаторов, что находились в «хороших отношениях» с прежним руководством, как своего рода бонус.

В ходе слушаний высказывались предложения по улучшению законодательной базы, чтобы иметь возможность проще карать беззакония и существующую в системе коррупцию.

Так, предлагается установить буквально во всех транспортных единицах, которые привлекаются для сдачи экзаменов, видеозаписывающее оборудование и просматривать записи с него в центре мониторинга, создать который нужно при МВД.

Ещё 2 предложения направлены на отмену срочной записи на экзаменационные испытания и в исключении принципа территориальности при их прохождении.

Добавление комментария